Меднолитые кресты на Руси PDF Печать E-mail
30.09.2014 00:00

На территории древней Руси появление крестов связывают с приходом христианства. Если до Великого крещения, крест на груди можно было увидеть только у инаковерца, то с повсеместным обращением населения в истинную веру, крест не просто стал символом, а являлся обязательным к ношению. Самым распространенным был деревянный крестик, выструганный самостоятельно, однако, те, кто хотел отличаться в достатке, но не мог себе позволить золото, покупал медный крест.

Появление крестов из меди
Спрос, как известно, рождает предложение. Потребность в массовом атрибуте христианства, наравне с разнообразной церковной утварью, быстро взялись удовлетворять литейщики и ремесленники, работающие по металлу. Несмотря на простоту изготовления, за счет широкой потребности, меднолитые кресты приносили значительную прибыль. Более ста лет основным поставщиком таких изделий являлся Киев, так как имел наработанную технологию и необходимые запасы медной руды. Однако в XIV веке производство перемещается в Великий Новгород. Такая перемена была связана с ходом войны. Из-за частых монгольских набегов не только литейщики перебирались в другие города, но и другие промышленники и купцы. В отношении меднолитых крестов, историческим свидетельством перенесения литейных мастерских, является точное соответствие Новгородских и более ранних Киевских крестов. К концу XVI века наблюдается единообразность медных крестов, предназначенных, как для ношения, так и для сужения в храмах. Общими чертами стала некая массивность образа и креста в целом, сокращенные надписи выполняются в строгом подобии.

Повышение спроса и массовое производство
С приходом к власти Петра I, резко меняется отношение к церковной атрибутике. Своим указом 1722 года, запрещается изготовление и продажа резных икон, а так же отлив образов из металлов. Политическое решение государя повлекло немалые перемены средь быта жителей сел и городов. Православному населению Руси для служения культу остаются только кресты, писаные иконы и мощи святых. Самым доступным из данного, после деревянного креста, остается литой медный крест. Видя перспективность дела, литейные мастерские открываются в Москве и других крупных городах. Однако в связи с отсутствием особых навыков, качество литых крестов заметно снижается. Ремесленники упрощают символику, ограничиваясь общими чертами распятия и принятыми сокращениями. Художественность, пусть даже медных крестов, остается уделом богатых.

 

Обновлено 07.10.2014 12:39