Свастика в архитектуре PDF Печать E-mail
16.12.2013 00:00

Вплоть до конца девятнадцатого века свастика занимала в русском архитектурном искусстве ничем не приметное место. Отметки в виде свастики были обнаружены на донышках сосудов, которые были обнаружены в славянских могильниках – Мельниковском и Гнездовском. Помимо этого гамма-крест украшает и апсиды собора Софии Киевской и храма Георгия. Как известно, первый из них был возведен в одиннадцатом веке , а второй – в двенадцатом веке, в Курбиново.

 


В болгарской архитектуре свастика также применялась в наружной кладке. Например, церковь Святого Ивана Неосветени в своем фасаде имеет арку, часть которой выложена кирпичами в форме свастики. При этом в «сердце» композиции находится Пресвятая Троица, которая окружена мотивом из развернутых и свернутых свастик. Эти детали плавно сливаются воедино, что символизирует бесконечную власть и мощь божества.

В своем творчестве широко использовал знак свастики Васнецов (1848-1926 гг). Практически в любом древнем здании  Санкт-Петербурга – столицы Российской империи – можно обнаружить меандровые ленты из свастик, украшающие потолки помещений. Такие детали можно встретить и в некоторых московских постройках.

На Тибете распространение получили оба вида свастик – и правая, и левая. При этом каждый символ имеет свое значение.  В истории человека знак сыграл немаловажную роль. С давних времен считалось, что в одежде у истинного лидера должны сочетаться символы как мужского, так и женского начал. При этом такое взаимодействие символов имело посвятительно-космический смысл: при правильном сочетании знаков лидер обретает способность управлять двумя противоположными началами в природе.

Идеальным символом, выражающим эту идею, была выбрана свастика. Нередко на исторических нарядах можно встретить разносторонние свастики: симметрично поставленные свастики символизируют совмещение женского и мужского начал. Именно такие размещения были любимыми  у царей, лидеров, и даже диктаторов.

Обновлено 02.01.2014 11:04