Старинные нательные крестики PDF Печать E-mail
27.11.2014 00:00

В православии крест является одним из главнейших символов веры. В языческие времена он символизировал  множество разнообразных природных явлений. После крещения Руси поклонение языческому пантеону не прекращалось на протяжении еще нескольких веков. Однако крест, на котором распяли Иисуса Христа был принят беззаговорочно.

 

В сознании людей языческое значение этого символа плавно перетекло к его христианскому пониманию.
Традиция носить нательные крестики была заимствована, как и само православие, из Греции. Соответственно и первые украшения были привезены из чужеземных краев. Однако очень скоро в Киеве было налажено производство мелкой  церковной атрибутики. Постепенно изделия стали изготавливать и в других поселениях.  Старинные нательные крестики  выполнялись небольшого размера. Это было обусловлено дороговизной и дефицитом материала. Из-за этого, чтобы обеспечить верующих символами веры, крестики выполнялись небольшими.

Меднолитые кресты того времени выполнялись односторонними. То есть  наружная сторона была узорной, а обращенная к телу – гладкой. Крестики людей, которые могли себе это позволить, украшались разноцветными эмалями.

С приобретением опыта изготавливание крестиков усовершенствовалось и все больше распространялось. Теперь, желающие приобрести этот символ христианской веры имел богатый выбор и в орнаменте и в размерах.
В процессе развития литья из меди возникали местные школы. Они полностью покрывали спрос на церковную атрибутику. При этом все больше усложнялся орнамент и формы крестов, окладов, медальонов и прочих изделий из меди. В ход пошел двусторонний способ литья. Теперь нательные кресты имели рельефный оттиск с обеих сторон. Совершенствовались и методы украшения старинных нательных крестиков, превращая их в настоящие произведения искусства.

Наибольших высот литье из меди церковной атрибутики достигло после церковного раскола. Как известно из истории, раскольники оставили обжитые места и спрятались в глухой чаще лесов от своих гонителе. Именно староверы и превознесли искусство литья на новые высоты. Их кресты, иконы и складни из бронзы выглядят шедеврально. Основной принцип, которым руководствовались мастера раскольников – это внимание к деталям и качеству. Поэтому все их изделия выглядят очень красиво.

Обновлено 07.12.2014 15:18