Меднолитые кресты Печать
16.06.2014 00:00

Православное христианство невозможно представить без такого атрибута как крест. На Руси они вошли в обиход после крещения, в числе прочих меднолитых предметов церковного обихода. Своей популярностью меднолитые кресты обязаны не только церковной потребностью, но и благодаря дешевизне материала.

В связи с историческими событиями, такими как междоусобные стычки и монгольские набеги в XIII веке Киев потерял значение центра производства медного литья. А в XIV-XV веках пальма первенства переходит к Новгороду Великому. Археологами были найдены на территории Новгорода меднолитые изделия до могольского периода. Детальный анализ показал, что техника выполнения нательных крестов, мощевок и прочих предметов сходна с киевскими образцами, а некоторые еще и выполнены в упрощенном виде.

В XV — XVI веках в новгородском меднолитом искусстве происходит выработка своих характерных особенностей, принципов и стиля. Ему присущи следующие особенности: Надписи, выполненные единообразно в сокращенном виде, изображения фигур коренасты и несколько укорочены, а головы укрупнены.

В XVI — XVI веках Новгород сходит  с исторической арены. Центром, в том числе и меднолитого искусства, становиться Москва. Этот период ознаменовывается ухудшением качества  и уровня меднолитых изделий.
Тяжелые времена для искусства меднолитейщиков начались в XVIII веке. Царь - реформатор Петр I негативно относился к устоям, царившим в быту простого народа и церковной среде. На волне нововведений был издан указ, запрещающий употреблять в частных домах и церквях отливные и резные иконы. Это произошло в 1722 году. А в 1723 вышел еще один указ, на этот раз запрещающий изготовление, продажу и применение медных и оловянных икон, кроме наперсных крестов в связи с низким уровнем их изготовления. Это должно было повлиять на количество и качество изготавливаемых меднолитых крестов. И, как водится, несмотря на запрет и кресты и складни и иконы, так популярные у простого люда, продолжали отливать.

Обновлено 30.06.2014 10:09